Общественная организация ветеранов органов государственной власти Ленинградской области

Справедливость не может быть разной

Чем ближе столетие Великого Октября, тем больше политических нечистот выплескивается из океана лжи и ненависти на информационные берега. Достается прежде всего В.И. Ленину, И.В. Сталину, ну и в целом советской эпохе.

«Я не разделял идей Ленина и русского большевизма. Но именно потому, что я слишком индивидуалист, чтобы присоединиться к марксистскому кредо, я горячо восторгаюсь его личностью. Я не знаю более могучей индивидуальности в современной Европе.
Никогда еще после Наполеона европейская история не знала такой стальной воли. Никогда еще европейские религии не знали апостола столь несокрушимой веры. И главное, никогда еще человеческая деятельность не выдвигала вождя, учителя людей, столь чуждого каких-либо личных интересов. Его духовный облик еще при жизни запечатлелся в сердцах людей и останется нетленным в веках». Так писал французский писатель Ромен Роллан.

Из речи патриарха Алексия на смерть И.В. Сталина: «Великого вождя нашего народа не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная сила, в которой народ наш ощущал собственную силу… Нет области, куда бы ни проникал глубокий взор нашего великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные – его военному гению; люди самого различного труда получали от него мощную поддержку и ценные указания… Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым мы к нему обращались, не был им отвергнут, он удовлетворял все наши просьбы…»

Справедливость – такой же необходимый для жизни продукт, как и хлеб. Но хлеб бывает разный: черный и белый, ржаной и пшеничный, разный. Справедливость не может быть разной. Или это справедливость, или несправедливость. Не стану защищать позиции французского писателя и Патриарха всея Руси. Они, очевидно, справедливы.
17 марта 1991 года состоялся референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. Советские граждане получили возможность выразить свое мнение о будущем страны.

Вопрос референдума: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в
которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» 76,4% проголосовавших ответили да на поставленный вопрос. Одни считают, что воля большинства, отдавшего голос за сохранение Союза, была в дальнейшем предана; другие – государство в той форме, в которой оно существовало, уже ничего не могло бы спасти… Распад СССР называют крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. Факт в том, что результаты референдума были попраны. Пример вопиющей несправедливости для большинства и справедливости для сол¬женицынского меньшинства, немало сделавшего для уничтожения СССР. Не вдаваясь в оценку сол-женицынской ненависти к своей Родине, могу лишь документально засвидетельствовать, что Совет депутатов муниципального округа Таганский отклонил предложение по установке памятника Солженицыну на своей территории. И тем не менее Мосгордума приняла положительное решение о его установке. Уверен, что это несправедливо. Было бы справедливее установить памятник Г. Свиридову, об этом уже давно просит большинство общественности. И не только профессионалов. Доверимся А. Блоку, свидетелю Великого Октября, который писал: «Большевизм – это свойство русской души, а не фракция в Государственной Думе».
Свиридов относится к великой плеяде русских композиторов-мыслителей. Он до последних дней искал наилучшее воплощение Русского мира в нотах.
Никто из русских композиторов не относился к русскому поэтическому языку с таким трепетным тщанием, как Свиридов.
Будет ли в этом году установлен в Москве памятник Свиридову? Судя по всему, культурные власти таких планов не имеют. Откуда такое небрежение памятью гения? Или композитору не могут простить, что его музыкальная заставка к программе «Время» стала символом советского индустриального триумфа? А может, кого-то раздражает его острое неприятие прозападных векторов в российской культуре?

Стоит ли так раскалывать общество, спеша отдать почести представителям диссидентствующего ареопага, пренебрегая памятью тех, кто, по словам Ахматовой, был со своим народом? Вы помните:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам…

Мы часто говорим, что права человека превыше всего. В сущности, это вечная цель, достижение которой требует от нас постоянных усилий, интеллектуальной и духовной устремленности, веры. Уважать другого как самого себя, уметь поставить себя на место другого, видеть в каждом человеке личность – что это значит? Это значит, что никто не должен быть унижен, обижен, презрен.

Всеобщая грамотность, отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, индустриализация крестьянской страны, равенство возможностей, Победа в Великой Отечественной войне, атомный проект, первенство в космосе, достижение ядерного паритета – все это дары Великой Октябрьской социалистической революции. И я свидетель величия этих свершений. Я жил в СОЮЗЕ.

Сегодня, надеюсь, очевидно, что простота переноса в Россию всего наработанного человечеством в парламентской демократии иллюзорна. Россия, если можно так сказать, заточена на справедливость, к которой ее приблизил Великий Октябрь. И до тех пор, пока справедливость не станет главной идеей нашей нации, мы будем жить под страхом гибели.

Демократия должна обрести устойчивость привычки, прежде чем возникновение многопартийной системы не будет сопряжено с опасностью решить все проблемы путем насилия. «Привычка – душа держав», – писал Пушкин.

Николай ГУБЕНКО
народный артист России