Историк Геннадий Москвин о фильме режиссера А. Красовского
Дорогие друзья!
Хотел бы обратить ваше внимание на тот негативный общественный эффект, который произвёл фильм режиссера А. Красовского "Праздник", посвященный блокаде Ленинграда. Еще на стадии съёмок данный фильм, презентованный режиссером как «черная комедия о блокаде Ленинграда», вызвал негодование общественности: блокадников, историков, депутатов Государственной Думы, известных деятелей российского кино. Не получив государственного удостоверения на прокат фильма, в начале января 2019 г. А. Красовский «выложил» свой фильм на интернет - ресурсе видеохостинга YouTube. Если верить «счётчикам» ютюба, по состоянию на 21 января 2019 года, фильм уже посмотрели 1 миллион 125 тысяч человек; причём, число одобривших фильм почти в семь раз превышает число оценивших его отрицательно (45 тыс./6,6 тыс.).
Приведем для примера несколько отзывов зрителей о фильме, размещенных в комментариях:
-«Отличная качественная комедия "Праздник". Спасибо вам. Один из лучших российских фильмов за последние 30 лет»;
-«Конечно, можно было показать как Жданову каждую неделю Сталин посылал самолет с фруктами, винами и деликатесами. Можно было показать, что в подвалах Смольного был склад сыров. Можно было показать и людоедов и тех, кто торговал котлетами из человеческого мяса...»;
-«Это идея, что не стоит защищать свою родину, так как кто - то ел лучше!»...
Этот фильм, в основном, посмотрели и ещё посмотрят (ведь «запретный плод» сладок) так называемые «продвинутые» пользователи интернета из числа молодежи (школьники, студенты и т.д.). Многие из них, посмотрев фильм, и, будучи неискушенными в трагической блокадной истории, могут воскликнуть:
-« А нам, ведь, рассказывали о блокаде страшные истории. Какой же там был голод? Судя по фильму Красовского, хлеба, сала, салатов и даже шампанского, у ленинградцев было «завались!»;
-«Какая-такая темнота в городе и в домах ленинградцев, о которой нам рассказывали на уроках? Посмотрите: во всех комнатах дома, где 31 декабря 1941 г. герои фильма празднуют Новый год, настоящая иллюминация: горят лампочки в торшерах, бра, люстрах; а на ёлке ярко переливается гирлянда на 20 лампочек»;
-«О каком холоде в ленинградских квартирах нам все время твердят? Все герои фильма в легких платьях, в жилетах – безрукавках; в доме жарко натоплено» и т.д.
К сожалению, современные дети и молодые люди редко берут в руки «Блокадную книгу» Д. Гранина и А. Адамовича; им невдомёк, что все сюжетные линии фильма, не просто вымысел, а фантастический «бред» невежды от киноискусства, возомнившего себя режиссёром – правдолюбцем!!!
Автор фильма представляет зрителю галерею главных героев. Все они, за исключением юноши-студента, по меркам блокадного времени, нравственные уродцы.
К примеру, главная героиня, мать семейства – бездельница, белоручка и завистливая ханжа, недовольная тем, что семье «уже полгода выдают в спецпайке только курицу, а другим уважаемым людям – утку». Гостья сына учится в институте и работает на заводе; она должна получать хлеб по рабочей карточке и сохранять достоинство студентки и рабочего человека, но сценарием ей предписана роль голодной циничной воровки, которая должна украсть в доме некоторые ценные вещи хозяев, которые можно потом обменять на хлеб. Старшая дочь - бездельница, озабоченная в трагические дни блокады поиском кандидата в мужья. Она привела в дом «жениха» - дезертира из категории «самострелов», которых в военное время предавали суду военного трибунала и расстреливали перед строем. Эта женская галерея настоящая клевета на ленинградских женщин. А ведь общепризнанно, что город выжил и победил благодаря героическим женщинам - ленинградкам, самоотверженно работавшим на оборону города, истово заботившимся о детях, мужьях, родителях, соседях и просто незнакомых людях...
Главный герой фильма - профессор, отрабатывавший, по легенде сценария, важное задание Правительства по разработке биологического оружия (хотя эта опасная выдумка даёт повод русофобам обвинить русских в тайной разработке биологического оружия в годы войны). Он глава семейства, по характеру он приспособленец; терпит в семье все капризы и безобразия членов семьи. А когда гость («дезертир») пошел на второй этаж «убивать» его мать, он даже не сдвинулся с места!
В воспоминаниях О. Берггольц, Тани Вассоевич, в очерках английского писателя А. Верта красной «нитью» проходит мысль: - «Ленинград не сдался и выжил потому, что люди думали не о себе, они думали и заботились о своих близких, о любимом городе, о Родине, о победе». Но режиссер А. Красовский оклеветал блокадников, представив их стране и миру шкурниками, трусами, дезертирами, бездельниками и эгоистами, думающими, в первую очередь о себе, о собственной «шкуре». Если бы все были такими, как герои его фильма, город бы не выжил, не сдался, ибо шкурники - не могут быть пассионарными героями!
Разве можно отнести на счёт этих ничтожных «героев» высокие слова Почётной грамоты президента США Рузвельта (май 1944 г.): «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город .... и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии». А. Красовский своим фильмом опошлил и святое для ленинградцев понятие праздник. Для него и его героев праздник в дни вражеской осады - это праздник «живота», «пир во время чумы». Для ленинградцев же праздником было первое повышение норм выдачи хлеба, состоявшееся 25 декабря1941 г. после пяти снижений норм. Прибавка хлеба в 75 граммов для иждивенцев и 100 граммов для рабочих – означала спасение от голодной смерти, она давала надежду на жизнь и победу! Ленинградцы искренне радовались этому, плакали от радости и обнимали друг друга в хлебных очередях. Для них был радостным праздником день, когда в квартиры ленинградцев 7 ноября1942 года пришел ток Волховской ГЭС. Вот как описывает этот праздник О. Берггольц: - « Никогда не забудется, как к празднику, к 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции был дан свет в первые .... три тысячи домов. Он пришел к нам, он первым прорвал блокаду, волховстроевский ленинский свет, свет с дорогой Большой земли, неугасаемый свет революции…». Для них стал прекрасным праздником прорыв блокады 18 января 1943 г. Для них стал священным праздником день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января 1944 г.
На наших глазах совершено преступление против блокадного подвига Ленинграда. Этот подвиг опошлен, опрощён, лишён ореола героичности и жертвенности в глазах молодого поколения. Это - один из наиболее ярких примеров дегероизации подвига советских граждан, перенесших тяготы, лишения ленинградской блокады и всей войны, а также одержавших в ней победу.
Мне лично, как историку, ясно, что этот фильм – эпизод информационной войны против нашей страны, (какими бы красивыми словами режиссер А. Красовский не оправдывал свою затею). Объективно, фильм является иллюстрацией к тезису современных западных пропагандистов - русофобов о том, что героическое сопротивление ленинградцев германским нацистам, осадившим город, это пропагандистский миф. Что, на самом деле, в жизни «изолированных жителей Ленинграда не было открытого противостояния с немцами». Именно этот тезис в январе 2017 г. на весь мир озвучила профессор Бостонского университета Алексис Пери. В своей публикации в журнале «THE GUARDIAN» (2017 г.) она утверждает, что блокадники не сопротивлялись немцам, они думали только «о еде, карточках, воровстве соседей, изоляции и голоде, о страхе перед собственным отражением и немилостью руководителей». И что очень странно, за эту публикацию А. Пери удостоилась премии Пушкинского дома за 2018 год (!?).
Можно ли представить себе, чтобы кто-то из американских или английских режиссёров, даже самых маститых, мог себе позволить снять чёрную комедию о трагедии Перл-Харбора, о германских бомбардировках Лондона, Ковентри и Белфаста или любого из эпизодов холокоста? Нет, и ещё раз нет. Этот режиссер тут же был бы подвергнут общественному остракизму!
Почему же в нашей стране, народ которой положил на алтарь победы над германским фашизмом 26 миллионов своих сыновей и дочерей, стало возможно превратить Ленинградскую оптимистическую трагедию в «черную комедию»? Напомню, в этой трагедии умерли от голода и болезней, погибли от артобстрелов и бомбежек около 800 тысяч ленинградцев. А ещё столько же советских солдат сложили свои головы за снятие осады с города! Почему самонадеянный, невежественный в вопросах истории, режиссер позволяет себе надругаться над святым подвигом народа, не боясь, что он будет осмеян и признан нерукопожатным!
Так происходит обесценивание подвига и разобщение народа. А если учесть, что сейчас наша страна находится в положении осажденной крепости, налицо потребность в объединении народа, то решение режиссёра Красовского снять подобный фильм вполне можно сравнить с национальным предательством.
Общественность не должна молчать! Надо вынести этот вопрос на обсуждение общественности; донести до всех ПРАВДУ об этом провокационном фильме, «заклеймив» его, как лживый, не соответствующий трагической правде о Блокаде, оскорбляющий светлую память о сотнях тысячах блокадников, да и всех нас, ныне живущих. Ибо «Оптимистическая трагедия» ленинградской блокады принадлежит всем нам, она часть нашей национальной исторической памяти, она главный маркер нашей русской советской идентичности.
В заключение, приведу очистительные слова правды о подвиге Ленинграда, написанные писателем Ильей Эренбургом: - " Есть ли город, который перенёс то, что перенес Ленинград в годы войны? - Враги его терзали бомбами и снарядами, хроническими обстрелами и потрясением внезапных налетов. У жителей не было ни света, ни тепла, ни воды. Что у них было? Гордость города, вера в Россию, любовь народа. И они победили. Разве можно придумать более назидательную притчу, чем судьба этого города. Нет в мире города, который столько жизней отдал для победы. Его история - история всей Отечественной войны: если мы вошли в Берлин, то это и потому, что немцы не вошли в Ленинград".
Эти слова замечательного советского писателя – главное МЕРИЛО для всех нас беспримерного подвига города Ленинграда и его «богоподобных жителей»: именно так назвала ленинградцев Ольга Берггольц!
Геннадий Москвин. Историк.
21 января 2019 г.