Общественная организация ветеранов органов государственной власти Ленинградской области

Прибалтика: Прироссия, Приевропа (К 85-летию вхождения в СССР Латвии, Литвы, Эстонии)

В городе моего рождения Пыталово Псковской области, с 1920 по 1944гг. входившем в состав Латвии под названиями: Яунлатгале, затем Абрене, на внешней стене Краеведческого музея Дружбы народов аллегорически изображён эпизод 1940 года, когда Латвия стала частью Советского Союза (см. фото). По сведеньям руководства музея это последний сохранившийся подобный символ по всем 4-м странам.    Относительно самостоятельными прибалты с перерывом были чуть более 50 лет, в составе СССР чуть менее полувека, т.е. пока почти паритет исключая времена царизма. В предлагаемой вниманию читателя статье освещаются некоторые малоизвестные аспекты наших взаимоотношений за указанные 100 лет.

  За эти годы маятник амплитуды уз и связей неоднократно менялся с точностью «до наоборот»: от открытых военных действий после получения независимости в начале 1920-х до единой семьи в СССР и ярой русофобии сегодня. Хотя в каждом приводимом историческом факте рассказывается об одной из 3 республик, однако его вполне можно превалировать и на 2 иные, т.к. разница, как правило, не слишком велика.

 Тартуский мирный договор 2.02.1920 г. между Эстонской Республикой и Советской Россией положил конец открытым боевым действиям, но отношения продолжали оставаться достаточно напряжёнными. Через Ямбургский уезд прошла новая госграница. В обе стороны шли потоки беженцев. Проходили обмены политзаключенными, но гладко получалось далеко не всегда.

 Наглядный пример - история с переименованием г. Ямбурга в г. Кингисепп. Эстонский революционер Виктор Кингисепп, среди прочего, написавший книгу с говорящим названием «Под гнётом независимости», в которой яркими красками рисуется политика местной буржуазии, продающей Эстонию Антанте, был арестован в Таллине 4 мая 1922г.  Уполномоченный РСФСР тов. Старк немедленно предложил эстонскому министру иностранных дел Пийпу выдать его России в обмен на эстонского подданного. Министр успокоил его, уверив, что дело господина Кингисеппа пустяковое, и вряд ли дойдёт даже до суда. До суда оно действительно не дошло,- слова министра оказались пророческими, - потому что через 6 часов (!) после ареста   задержанного расстреляли. «Буржуазно-демократическая законность» не соблюлась даже формально. Реакция со стороны  РСФСР  последовала быстро: революционер объявлен мучеником революции и «в пику» соседу ближайший (Ивангород и Печоры тогда находились в составе Эстонии) к совместной границе советский город, через который следовали большинство путей сообщения между нашими странами, назван в его честь, (по этому случаю 18.06.1922 г. состоялся даже парад –см. фото), что вызвало бурное негодование и протесты с противоположной стороны, но Советы не отступили. «Эстонским буржуям не избежать расплаты!» - так гласила официальная листовка Уездного исполкома по данному поводу. Забегая вперёд: с 1952 г. крупнейший город острова Саарема, где в 1888 г. родился В. Кингисепп, Курессаре тоже стал носить его имя, но к 100-летию одного из самых известных эстонцев -  в 1988 г., когда о выходе из СССР ещё почти никто и не заикался, городу вернули прежнее название. Т.е. процесс десоветизации по-тихому уже шёл.

 К началу 30-х во всех 3 странах Прибалтики всё сильнее стали набирать силу радикально-националистические взгляды. Ущемление прав нацменьшинств, уничтожение образования на их языках, антисемитизм, русофобия становятся нормой жизни. Следует заметить, что рассматриваемые территории никогда не были моноэтническими. Тут веками жили представители иных народностей и жили в мире. Однако, в только что возникших, практически неоткуда, республиках насильственная латышизация, литвизация, эстонизация проводилась весьма рьяно. Всё это вело к закономерному результату: внутреннее напряжение росло.

Договора о ненападении были заключены между СССР и Литвой ещё в 1926г., с Эстонией и Латвией в 1932г. После Мюнхенского сговора 1938г. всем стало понятно, что у малых стран нет инструментов для сопротивления решениям крупных наций. Уже в марте 1939г. немецкую агрессию на себе почувствовала и Литва, вынужденно отдав Гитлеру свой крупнейший порт – Клайпеду (Мемель).  С началом войны в Польше 1.09.39г. в Прибалтике начались споры - под чьё крыло идти: или с Германией или с СССР. Вторые превалировали. Ещё в 1938г. чехословацкий посол в Латвии сообщал: «Нетрудно убедиться, что латышский народ в большинстве своём настроен антинемецки… Эстония в случае войны скорее станет на сторону России, чем на сторону Германии». 28 сентября 1939г. подписан «Пакт о взаимопомощи», предусматривающий создание в Эстонии советских военных баз с контингентом до 25 тыс. человек.  5 октября 1939г. – то же и с Латвией и то же 25 тыс.  Более всех выигрывает Литва: 10 октября 1939г. в Москве заключён «Договор о передаче Литовской республике г. Вильно и Виленской области и о взаимодействии между Советским Союзом и Литвой», предусматривающий ввод 20 тыс. войск. Никто никого не принуждал, но все понимали – относительная самостоятельность подходит к концу. Перспектива интеграции в Рейх могла радовать остзейских (балтийских) немцев, но отнюдь не коренные народы, ещё не забывшие их повсеместное господство до 1-й мировой войны. По всем 3 странам прошла волна массовых просоветских митингов. Простой народ в целом поддержал советизацию. Прибалтийская государственность рухнула не от «Сталинской агрессии», а в основном под воздействием внутренних причин, своей несостоятельности, когда единственной объединяющей государство идеей становится не любовь к своей стране, но неприязнь к «чужакам». Ненависть родилась не просто так, а старательно взращивалась и культивировалась национальной элитой стран (что происходит и в настоящее время). Так что конец прибалтийских государств был закономерен и неизбежен. Националисты показали, что они недостойны государственной независимости. Вхождение в СССР лишило их возможностей угнетать и доминировать, унижать обычных людей, нацменьшинства, самоутверждаться за чужой счёт. При этом суверенитет республик не уничтожается полностью, а лишь несколько ограничивается в интересах общего блага в отличии от времен скорой гитлеровской оккупации.

 В октябре Красная армия и флот уже стояли в Эстонии и Латвии, в ноябре-декабре – в Литве. Естественно, не все приветствовали эти действия. Появились скрытые и явные недовольства, что повлекло ответные меры новых властей. Операция по выселению «неблагонадёжного и контрреволюционного элемента» (в ней активное участие принимал сын В. Кингисеппа, мстивший убийцам отца): до 21.06.41г. из Эстонии департировано 9156 чел., Латвии- 15424, Литвы- около 17500. После 22 июня 1941 г. быстро выяснилось: многие из них действительно являлись «5-й колонной», что неоднократно подтверждали люди, ставшие на путь сотрудничества с немецкими захватчиками и жаловавшиеся, что их многочисленные потенциальные соратники оказались в Сибири. В Латвии и Эстонии созданы легионы СС. Но не в Литве и совсем не потому, что литовский человеческий материал считался у гитлеровцев «расово непригодным», в отличии от латышей и эстонцев. Дело в том, что литовская элита проявила неожиданную твёрдость - пожелала соглашения с Германией на равноправных (!!) условиях и выразила готовность формировать национальные подразделения как союзные войска под национальными флагами и при условии признания независимости (!!!) Литвы. Подобная дерзость не прошла даром: расстрелы, тюрьмы, концлагеря. Эстонцы и латыши оказались более послушными и готовыми к всестороннему использованию в интересах Великого Рейха. Литовские добровольцы ограничились лишь действиями в составе полицейских карательных батальонов. Но сегодня во всех 3 республиках потомки коллаборационистов всех мастей этим самодовольно кичатся!

 Как же простым людям этим странам жилось при немцах? Эстонские крестьяне, ещё вчера недовольные колхозами, под страхом порки, концлагеря и даже расстрела были обязаны поставлять для Вермахта большое количество продовольствия от каждого хозяйства. За невыполнение норм сдачи к с 1941 по 44 гг. различным наказаниям подверглись более 100 тыс. крестьян. Рабочим жилось не лучше. Нормы питания по их карточкам в 1942 г. составляли в день: 240 граммов хлеба, 20 гр жиров и 5 гр сахара. Для сравнения: зимой 41-42гг в блокадном Ленинграде по рабочей карточке отпускалось 250 гр хлеба.

 Вместо ожидаемого смягчения политики борьба гитлеровцев с остатками государственности привела к гораздо более худшему. Подвергалось гонениям всё национальное. Из письма литовской общественности А. Гитлеру: «…культурная и народная жизнь литовцев теперь всячески подавляется. Литовцам в Литве в настоящее время нельзя иметь ни 1-й газеты на литовском языке. С начала войны немецкая цензура не разрешила выпуск ни 1-й литовской книги в Литве. Не разрешается праздновать литовские народные праздники…».

  Известный латышский философ Вилнис Зариньш вспоминал, как летом 1942г. в Риге на дверях гостиниц, магазинов он неоднократно видел таблички «Вход только для германских подданных» и тогда его посетила мысль, что как бы он не старался приспособиться, но усердие и покорность не помогут ему стать «своим» для немцев: «Я всё равно останусь человеком 2-го сорта – как латыш, а не немец».

 Тогда же в Прибалтике появились и люди 3-го сорта. Это русские, насильно вывезенные фашистами с оккупированных территорий, в частности из Ленинградской области. Вопреки устоявшемуся мнению их везли для работ не только в Германию, но и в иные страны, в том числе и Прибалтийские. Мой старый товарищ, бывший малолетний узник концлагеря, организованного гитлеровцами у посёлка Вырица Гатчинского района, вспоминал, как позднее они вместе с матерью и братом, оказался подневольными батраками на латышском хуторе близ города Даугавпилс, подвергались унижениям со стороны хозяев. Правда, с приближением Красной армии отношение резко поменялось в лучшую сторону.

 Холокост. Уже в ноябре 1941г. Эстония объявила себя «Judenrein» - свободной от евреев. В Латгалии в 1941-44гг. было уничтожено почти всё иудейское население, и только в Даугавпилсе нацисты и местные коллаборационисты убили почти 30 тысяч евреев. По подсчётам американских историка литовского происхождения Р. Мисюнаса и политолога выходца из Эстонии Р. Таагеперы, из 250 тыс. евреев, проживавших в рейхскомиссариате Остланд, куда входили все 3 рассматриваемых государства, в живых остались менее 10 тыс.

На территории Эстонии действовало более 20 концлагерей, при этом большую часть узников составляли местные жители, обвинённые в отказе сотрудничать с фашистами, невыполнении норм сдачи продовольствия, связи с партизанами и т.п.  Охрану несли собственные добровольцы, солдаты эстонской 20-й дивизии СС, своими зверствами по отношению к заключенным превзошедшие даже немцев. Так же они «отметились» карательными экспедициями в Белоруссии и Псковской (тогда Ленинградской) области.

И после такого утверждать, что немецкая оккупация была намного легче советской, (популярный тезис сегодняшних местных историков) – верх цинизма. Селективный подход: герои – чьи руки обагрены кровью солдат армии-освободительницы и собственных мирных сограждан, люди предпочитающие «героически» воевать с тыловыми подразделениями Красной армии, а не отборными частями вермахта. А 62 тыс. бойцов РККА, отдавшие свои жизни в Прибалтийской наступательной операции, за то, чтобы литовцам, латышам, эстонцам не запрещали говорить на своём языке, чтобы их не морили голодом и не били «палкой по обнажённому телу» подобно скоту, не уничтожали в концлагерях – оккупанты.

 Сегодня нигде не упоминается, что в годы ВОВ в Красной армии были сформированы по 2 латышских и 2 эстонских дивизии (позже преобразованные в корпуса) и 1 литовская. Все они приняли участие в освобождении своих республик и в отличии от подразделений армий буржуазных государств, влитых в 1940 г. в РККА и массово дезертировавших после 22.06.1941г., отличались высоким боевым духом и моральной стойкостью. Не вспоминается, что 8-й стрелковый корпус, освободивший Таллин, назывался Эстонским, и не без основания. В этом почти 30-ти тысячном соединении без малого 90 % личного составы составляли эстонцы.  Ими командовал генерал-лейтенант Лембит Пэрн – этнический эстонец. Позабыто опубликованное 7 декабря 1943г. открытое письмо «Почему мы боремся за Советскую Эстонию», подписанное 382 офицерами, ранее служившими в буржуазных вооружённых силах и перешедшие на службу в Красную армию. Никто не славит получивших звание Героя Советского Союза: 15 литовцев, 12 латышей и 9 эстонцев. Указанные факты сами по себе опровергают устоявшееся представление о том, что прибалты, способные держать оружие, либо сотрудничали с нацистами, либо уходили в «лесные братья». Да, в различной форме, у гитлеровцев служили около 150 тыс. латышей, 90 тыс. эстонцев и 50 тыс. литовцев, но и под советскими знамёнами жителей Прибалтики воевало около 200 тыс. и их безвозвратные потери составили 45 тыс.  И потомки этих, действительно героев, вынуждены терпеть клевету и гонения на своих отцов и дедов. Не исключено, что чаша терпения может и переполниться. Указанные факты всячески замалчиваются и в современной общезападной историографии освобождение от нацизма представлено как советское (читай - чисто русское) вторжение с последующим восстановлением довоенной «оккупации» и дальнейшими злодеяниями.

 И какие же обвинения предъявляют сегодня Красной армии? На основании архивных данных латышский историк Янис Риекстиньш выпустил книгу «Преступления оккупационной армии СССР в Латвии». Предметом интереса автора стали зафиксированные документально мелкие кражи, ограбления, угоны, повреждения имущества. Ничего более серьёзного накопать не удалось. Перечисленное и близко не стояло с творимым фашистами и их приспешниками. Но по его мнению, это всё важные свидетельства «преступлений советских милитаристов». «Этот сборник секретных документов опровергает до сих пор сохранившийся миф о счастливой жизни в Советской Латвии и советской армии как освободительнице, показывая, как открыто деспотичная оккупационная армия обращалась с Латвией и её народом», утверждает учёный. Кем бы был этот «историк» если бы победила Германия? Вероятнее всего убирал бы навоз в свинарнике немецкого хозяина, боялся глаза поднять и рот раскрыть. Но вот теперь, подобные неблагодарные лживые люди «правят бал».

 После победоносного наступления Красной армии не успевшие сбежать немецкие пособники ушли в леса. На пике в «лесных братьях» состояло около 50 тыс. : по 10 в Эстонии и Латвии и 30 –в Литве. Всего же за все годы существования, даже по самым оптимистическим оценкам современных прибалтийских историков, через отряды прошли не более 130 тысяч включая не только непосредственно воевавших, но и их пособников.  Несмотря на активную помощь спецслужб США, Великобритании и Швеции, разгром их основных сил завершился в 1947г., но отдельные и достаточно серьёзные проявления фиксировались до 1958г. С 44-го по 56-й годы этими «борцами за свободу» в Литве убито 25 тыс. из которых 21 тыс. – литовцы (в том числе 1 тыс. детей); в Латвии соответственно 3 тыс. и 1400 человек; в Эстонии около 900 из них 550 местных. Кроме, как пишут сегодня, местечковые идеологи, «приспешников и чиновников советской власти», уничтожались обычные мирные крестьяне, вступившие в колхозы и таким образом ставшие, по мнению «национальных партизан», предателями своего народа. Поджигали дома и расстреливали русских староверов. Убивали детей за красные пионерские галстуки. Подвергая репрессиям обычных людей, нарушались все общепринятые международные правила ведения боевых действий, совершались неприкрытые военные преступления. При этом немецких фермеров, бежавших из Пруссии не трогали.

 С подобным довелось столкнуться и нашей семье. В начале 50-х мой отец Павлов А.Е. по партийной путевке в связи с чрезвычайными обстоятельствами направляется председателем колхоза имени Братчика в деревню Носово Пыталовского района (см.выше). Его предшественник, 30-летний участник ВОВ Братчик Б.Е. побыл руководителем лишь несколько месяцев. В один из выходных дней (4.06.1949 г.), когда он обедал в кругу семьи, в дом зашли несколько вооружённых людей. Приказав близким сидеть на месте в течении часа, они забрали председателя колхоза «Равенство» с собой. Когда наконец семья решилась выйти, то обнаружила своего главу повешенным на перекладине ворот собственного дома.  И хотя это территория уже 5 лет входила в состав РСФСР так называемые «латышские патриоты» по-прежнему считали её своей вотчиной и творили подобные бесчинства. Естественно, после произошедшего, претендентов на сиё «хлебное» место не находилось. Отцу пришлось весьма непросто: не расставался с трофейным «парабеллумом», постоянно настороже, я с матерью из-за риска нападений жил отдельно в райцентре, виделись максимум раз в неделю. Случались эпизоды, когда папа всерьёз опасался за свою жизнь. Но, к счастью, обошлось.

 В конце 40-х – начале 50-х проведена серия операций по депортации пособников «лесных братьев» и кулацких элементов в другие регионы СССР. При этом разрешалось брать с собой деньги, ценности, мелкий сельхозинвентарь общим весом до 1500 кг на семью (Похоже на геноцид, творимый гитлеровцами и их местными пособниками по отношению к евреям, русским и собственному населению в годы войны?). Всего выселено около 100 тыс. Это подорвало тыловую базу боевиков и к концу 50-х антисоветское подполье разгромлено практически полностью. Его поражение было связано не только с действиями спецслужб, но и с тем, что население отвернулось от своих «защитников». Советская власть восстанавливала республики, строила новые заводы и социальные объекты, позволила Прибалтике эксклюзивно жить в полукапитализме без дефицита, в России такого не было.  Уставшие от войны и террора люди хотели мирной жизни и покоя, и лживые лозунги, звучавшие из леса, их уже не привлекали.

 Интересна судьба «лесных братьев». Сдавшиеся добровольно зачастую вообще освобождались от наказания либо получали минимальные сроки. Захваченных в боях осуждали на срок до 25 лет, однако затем, после череды амнистий, освобождали через короткий период. В начале 60-х большинство уже на свободе, депортированным позволено вернуться. Немалое количество из них легко приспособились к новым условиям, вошли в структуры власти (как и бывшие бандеровцы на Украине), стали известными советскими деятелями в различных сферах. Так, член Латышского легиона СС Виктор Лоренц отбыв наказание, сумел очистить репутацию и стал уважаемым советским кинематографистом, сценаристом ряда фильмов с успехом шедших в прокате («Я всё помню, Ричард» 1967г.). Многие из них дожили до распада СССР и превратились в местночтимых национальных героев, получающих солидную пенсию.

 Несколько характерных личных воспоминаний времён мирных советских и первых постсоветских лет.

 Хотя из всех радиоприёмников лились слова о дружбе народов в СССР, бывало и иное. 1968 г. Вдвоём с однокурсником по Псковскому индустриальному техникуму едем к его друзьям в Таллин (так он тогда назывался). По их рассказам – всё хорошо, кроме постоянных стычек и драк на национальной почве с эстонскими ровесниками.

1969г. Гуляем по центральному рынку Риги. Со всех сторон предложения, что-то купить. Среди них и такое: «Хотите девочек на часок, недорого!». Мы сразу даже не поняли, автоматически ответили отказом и лишь через пару минут до нас дошло. Мы были просто в шоке! Услышать подобное в те годы в СССР! Да, это и в правду Европа!

 Родители всегда просили привезти как можно больше сахарного песка для варенья: во всех рассматриваемых союзных республиках он стоил 76 копеек за 1 кг, а РСФСР – 91 коп.! Разница в 20%! Так же и большинство иных ходовых товаров. В те годы Прибалтике сознательно создавали максимально положительный образ, что вело к искажению и нашего восприятия этих регионов. Не зря ведь их называли витриной Советского Союза.

 1978г. Латышский хутор в паре километров от пос. Салнава. Помогаем возводить дополнительный кирпичный хлев для скота. В добротной каменной усадьбе живут хозяин с женой, дети в Риге. На двоих: 8 (!) коров, овцы, козы, свиньи, домашняя птица. Где подобное можно было тогда встретить в Союзе? При этом электричества нет и никогда не было, хотя ЛЭП проходит где-то в километре. «А зачем оно? Нам телевизор смотреть некогда. Для освещения и керосинок хватает. Продукты в погребе или колодце храним». Советская власть не мешала им жить по собственному усмотрению. В Прибалтике были фактически разрешены многие виды мелкого бизнеса, запрещённого в РФ.

 В то время традиционно латышскими являлись управление, распределение ресурсов, культура, СМИ, сфера обслуживания и сельское хозяйство. Русскоязычное население в основном трудилось в промышленности, транспорте, строительстве. То же и в 2-х других республиках. И везде твёрдо были уверены, что именно они кормят весь Союз (см. фото). К сожалению, подобные данные тогда не афишировались, но сегодня их легко найти в свободном доступе. Единственными из 15 союзных республик, потреблявшими на душу населения валового внутреннего продукта меньше производимого, являлись РСФСР и Белоруссия. Все остальные, и прибалты в 1-ю очередь, жили за счёт них, производя меньше, (причём значительно меньше –в среднем вдвое), чем потребляли. А в Эстонии уровень потребления превышал российский в 3 (!) раза.

 К концу 1980-х Горбачёв и его окружение стали понимать, что перестройка буксует и надо привлекать народ, т.е. создавать движения в поддержку нововведений, чтобы сломить антиперестроечные настроения. Все народные фронты создавались по указке Москвы. Им передавались СМИ, их запрещалось критиковать. В них активное участие принимали и русские – ведь главное положение гласило: «Народный фронт – не национальный фронт, он не знает языковых барьеров, его функция – объединить всех!» И действительно, первоначально главными объектами критики были местные противники перестройки, прежде всего партаппаратчики. И никто не мог предположить, что организации, выступающие за демократические реформы, весьма быстро «поправеют», превратятся в националистические. Политика гласности дала импульс разговорам об исторических, этнических, культурных отличиях русских и титульных наций. Прибалтику заштормило.

 Весной 1990г. Верховные Советы Литовской, Латвийской, Эстонской ССР один за одним принимают акты о своей независимости. Причём эти органы были избраны в том числе и людьми уже через полтора года лишёнными гражданства (Латвия и Эстония). А как же лозунг повсеместно звучавший на предвыборных митингах Народных фронтов «Латвия (Эстония) – наш общий дом!». Как же растиражированные листовками многообещающие заявления: «Все будут иметь равные права. Решать будем сообща. Все радикальные порывы со временем стихнут, исчезнув без следа…». Позднее известный политик, бывший глава Банка Латвии Эйнар Репше по этому поводу произнёс легендарную фразу: «Как можно было не обещать?». В чём прибалты стали истинными Европейцами – так это в умении лгать: клятвы о сохранении равенства наций, русского языка, открытых границ.  Во всём мире лишь в Латвии и Эстонии появилось официальное понятие «негражданин страны».

 Сотни тысяч людей в Прибалтийских республиках искренне (или не очень) участвовали в процессах и событиях советского времени. Часть из них жива, часть осталась в памяти детей и внуков. Заклеймить весь прежний режим – это всё равно, что сказать людям, что их жизнь прошла зря, что они были участниками чего-то жуткого и ничего хорошего не сделали. Это негуманно и несправедливо. Из сложных ситуаций надо выходить всем вместе. Однако сегодня в национальную культуру вмонтируется «очень своё» понимание многих вещей.

 Лето 1990г. XXVIII съезд КПСС. Из-за мест в президиуме разгорелась схватка между двумя компартиями Эстонии (главная разница между ними - различные взгляды на национальные вопросы и нахождение в составе СССР). В фойе Дворца съездов Кремля газета «Литва Советская» соседствует с откровенно националистическими изданиями «Саюдиса». С высокой трибуны 1-й секретарь ЦК КП Литвы Бурокявичус заявляет, что в республике националистов поддерживают лишь 41% избирателей и уже нет единой силы, способной привести её к выходу из Союза. ( До фактического отделения –год.)

 1992г. Во время отпуска еду в латышский город Резекне. С нашей стороны на границе ещё не было никого и ничего, однако прибалты, несмотря на собственные заверения об отсутствии рубежей, уже установили свои пограничные правила и меня пытались не пропустить, т.к. на руках был лишь советский паспорт и удостоверения 1-го зама Главы администрации (вице-губернатора) Ленинградской области. Пришлось воспользоваться этим самым административным ресурсом, пошуметь, посулить проверяющим неприятности и т.п. Подействовало.

 1994-96гг. 3 служебных командировки в уже Таллинн. Изменений много. Из бросающихся в глаза и непривычных для советских людей: масса магазинов и заведений связанных с секс услугами; относительно свободная продажа собственным гражданам короткоствольного боевого оружия (пистолетов), причём в основном западных моделей; большое количество иностранцев, в 1-ю очередь финнов.

 Что из себя представляет Прибалтика сегодня (данные 2022г). Литва: численность населения 2 772 тыс.чел. (85% литовцы, 6,5% поляки, 5% русские), граница с РФ (Калининградская обл.) – 288 км ;  Латвия: 1 893 тыс. (62,7% латыши, 24,5% русские), граница с РФ – 270 км;  Эстония: 1 314 тыс. (67,8% эстонцы, 22,5% русские), наша общая граница - 466 км . Во всех 3-х государствах с 1990 г. произошло резкое падение численности проживающих: Латвия – на 27,5%, Литва – на 24,2%, Эстония – на 15,4%. Так в Латвии, согласно результатам свежего опроса общественного мнения, проведенного по заказу Госканцелярии, своё будущее с родиной связывают менее половины её жителей -47%. Коренные жители, лучшие представители молодёжи, просто бегут из этих «процветающих» стран. По каким причинам? Общий упадок, безработица, отсутствие перспектив, нарастание внутренних противоречий.  Трагедия этих стран не в том, что уже не хватает и людей, и специалистов – а в том, что дальше будет лишь хуже. Вступив в Евросоюз прибалты получили не только «печеньки». Сразу же пошла стремительная деиндустриализация. Западу не нужны конкуренты и десятки заводов, фабрик, построенных во времена СССР вынуждено прекратили деятельность. В угоду Брюсселю закрыта Игналинская АЭС, обеспечивавшая весь регион, теперь электроэнергию импортируют. Из-за европейских квот пришлось практически полностью отказаться от своего традиционного промысла – рыболовства. Даже сельское хозяйство, всегда бывшее гордостью этих республик, переживает грустные времена. В Европе рынка сбыта нет, с РФ теперь тоже, а внутренний откровенно микроскопичен. По словам знакомого водителя –дальнобойщика: «… уже к началу 2020-х от Каунаса до границы с Калининградской областью - практически дикое поле, даже людей встретить непросто. Сельхозугодья превратились в пустырь».  Ни один антироссийский шаг не принёс ощутимых выгод, наоборот. Халява паразитирования на российских транзитных экспортных потоках закончилась, товарооборот сократился до минимума, в результате, например, крупнейший портовый город Клайпеда просто умирает. В обмен на добровольное разрушение экономики прибалты окончательно сели на дотационную «иглу» и фактически всё нынешнее относительное благополучие держится лишь на евросубсидиях. Во времена СССР дотации также присутствовали, но сегодня их несравнимо больше и без них не обойтись. По большинству показателей все 3 республики в числе аутсайдеров ЕС. При подобной динамике «развития» не далёк день, когда у соседей они вновь, как и в стародавние времена станут ассоциироваться лишь: с косой-литовкой, рижским бальзамом и ликёром Vana Tallinn. 

Если нормальные лидеры государства действительно заботятся о благе собственного народа, то на первом месте всегда стоит рациональность и эффективность. Прибалты могли бы прекрасно существовать в статусе «буферной зоны», как в своё время Финляндия, Швейцария. Но для теперешних как горе-руководителей, так и правящей элиты в целом, идеология затмевает экономику. Всё историческое наследие, связанное с советским периодом уничтожается вне зависимости от протестов общественности, мнения местных жителей. Всякое сопротивление этому варварству безжалостно подавляется. Повсеместно сносятся советские монументы, ликвидируются воинские кладбища. Ненависть, которую продолжает вызывать символическая память о борьбе с нацизмом, говорит о том, что эта борьба как в мире в целом, так и в Прибалтике в частности, остаётся весьма актуальной. Россия с 90-х годов упорно доказывала соседям, что историю следует отдать историкам, а политикам заниматься будущим – т.е. выстраивать добрососедские отношения и общую архитектуру безопасности. И только лет через 20 мы стали понимать, что страны, вошедшие в НАТО стали недоговороспособны - между нами теперь Атлантика (пример – до сих пор не подписанный договор о Госгранице с Эстонией, в подготовке которого я принимал участие –см. фото), что для них проблемные исторические вопросы – это главные элементы войны памяти, отвлечения избирателей от колоссальных внутренних проблем.

Русофобия и отношение к «негражданам». По мнению немецкого историка Ульрике фон Хиршхаузена, много лет преподававшей в Латвийском университете, латвийское общество, восстановив государственность, немедленно приступило к созданию национальной исторической мифологемы. Основным её героем стал «маленький, но гордый латышский народ», на протяжении своей истории ведущий борьбу против угнетателей разного пошиба. Это требовалось для подавления комплекса униженности, въевшейся в национальное сознание за столетия сервильности.

По мере упрочения государственной независимости национал-радикалы не только не успокаивались, но, наоборот, выдвигали всё новые и более жёсткие требования по отношению к нацменьшинствам. Люди, никогда не страдавшие от сталинских репрессий, последовательно мстят тем, кто в них не участвовал. Кого и как наказывали за незнание русского языка в советские времена? Фрондировать можно было совершенно безбоязненно. Сегодня иные порядки. Известный латышский политик Юрис Добелис откровенно и цинично заявил: «Нам не нужно, чтобы вы знали наш язык, нам нужно, чтобы вы знали своё место». Ведущий национального литовского телевидения LRT Альгис Раманаускас с экрана провозглашает, что надо «расстреливать тех, кто смотрит русские фильмы и слушает русскую музыку». Почему прибалты впереди всех по поддержке нынешней Украины (правда, в основном на словах, так как иные возможности смехотворны)? Идеологии схожи.

 Под сокращение и увольнения в 1-ю очередь попадают русские. То же и с приёмом на немногочисленные вакансии. Как жалуется житель Нарвы: «В детский сад воспитательниц и нянечек берут с Украины, из других стран – девушек, которые эстонского языка вообще не знают. Но только не русских, даже говорящих на местном».

 Всё образование на русском языке последовательно ликвидируется. Но тогда должна резко пойти в гору учёба на титульном языке. Как бы не так! Вот мнение рядовых граждан: «…в современной латышской школе дети теперь не учатся вообще. Они проникнуты твёрдым убеждением, что им всё это не нужно, поскольку они ЛАТЫШИ, живут в ЛАТЫШСКОМ национальном государстве, которое и так их всем обеспечит: высокооплачиваемой работой, карьерой и всевозможными привилегиями». Да и обучать то некому. На сегодня средний возраст преподавателей - свыше 55 лет и с каждым годом становится хуже, люди стареют, а молодёжь категорически не желает работать в школах.

Непомерное, ничем не обоснованное самомнение, самодовольство и высокомерие прибалтийских чиновников, отсутствие самокритики, инфантильная вера в собственную непогрешимость – эти черты стали ментальной особенностью и высших слоев, интеллигенции национальных обществ данных государств. В тоже время на уровне простых граждан отношение к России, к русскоговорящим, большей частью вполне нормальное. В чём-то ситуация напоминает времена конца 30-х годов.

Будущее принадлежит только тем, кто знает прошлое, не повторяет его ошибок и учится на его успехах. Политика – это реализм. Идеалы и принципы служат лишь гарниром к этому реализму. Ни у одной их рассматриваемых республик нет позитивной национальной идеи, лишь негатив. Но если стратегия управления отходит от реальности, она открывает путь к самоубийству стран. Уже и подходящий термин появился –«деприбалтизация», и она фактически уже идёт.

 

            Павлов Ю.А. – вице-президент ОО СПБ «Клуб ветеранов – генералов и адмиралов»

Фотогалерея: