Галопом – по Азиям, Америкам, Европам. Ю.А. Павлов.

Совет Ветеранов органов государственной власти
Ленинградской области

Для начала несколько цифр. К настоящему времени мне довелось побывать в 84 странах (в том числе 4-х частично признанных: Южной Осетии, Приднестровской Молдавской республике, Турецкой республике Северного Кипра, Абхазии). В более, чем половине из них был по несколько раз. Из РФ выезжал 62 раза, в иные государства въезжал 179 раз. В общей сложности за границей провёл 532 дня. В 29 странах присутствовал менее 1 суток, а самый короткий визит состоялся к турецким киприотам – целых 43 минуты! Разумеется, не за час, не за 2 недели невозможно сколько либо серьёзно изучить, понять страну пребывания, и я на это ни в коем случае не претендую. Однако существует древняя истина – «первое впечатление- самое верное» и вот именно на этих, первых, пусть и поверхностных впечатлениях, я, в форме кратких заметок, и  попытаюсь заострить внимание читателя.

 1983г. Чехословацкая Социалистическая Республика. В те годы обычный советский турист свой 1-й тур за границу мог совершить только в социалистическое государство. На его подробной анкете должны стоять согласования председателя профкома, секретаря парткома с места работы, потом собеседование в райкоме КПСС, где могли устроить настоящий экзамен на знание страны посещения и о том, как отвечать на вопросы иностранцев об СССР. Затем всю формируемую группу собирали в Областном совете профсоюзов для окончательного инструктажа.  Загранпаспорт был разовым, по возвращении он сдавался и в следующую поездку оформлялся вновь.

 Знакомство со страной началось со Словакии. Эта часть тогда ещё единого государства довольно сильно отличалась от Чехии по многим параметрам в том числе и более благожелательным отношением ко всему советскому. Чехи же, по словам местной девушки-гида высказанными в узком кругу: «Вас, русских – ненавидят, так как не могут простить ввод частей Советской Армии в Прагу в 1968г.».

 Тогда погибло 108 мирных жителей, в основном по неосторожности, бросаясь на танки и армейские автомашины, пытаясь их остановить. СССР же потерял 96 военнослужащих и отнюдь не по воле случая. В событиях 1968г. участвовали и войска ГДР, Венгрии, Польши, обращавшиеся с пражанами отнюдь не столь гуманно, как наши солдаты, однако помнят лишь русских. И то, что в 1945г. 140 тыс. красноармейцев полегло при освобождении чехов, давно забыто.  Конфиденциально нам сообщили, что на негативном отношении местных к СССР сказывается даже постоянное соперничество на хоккейном поле. Правда, на бытовом уровне мы эту ненависть ни как не почувствовали.  Одну из наших коллег в центре Праги обчистили воры-карманники, но вероятнее всего это были цыгане.   Поражало обилие полок магазинов, хотя не всё из свободно продаваемого разрешалось вывозить. Так под запретом были хрустальные люстры и посуда. Советские туристы покупали в основном модную одежду и обувь для себя и близких. Смешным и несуразным казалась плата за пользование туалетом. В обычном кинотеатре мы впервые увидели американский фильм с элементами интима. Сегодня такое крутят где угодно, но тогда это было нечто!

 Через 3 года я уже как руководитель группы (т.е. за турпутёвку не платил, но отвечал за всех и каждого) впервые попал в капстрану – Финляндию. Перед этим прошёл несколько инструктажей. В местном отделе КГБ учили, как в случае длительного отсутствия, определить: сбежал твой турист навсегда в Швецию (в отличии от Финляндии оттуда выдачи не было) или просто заблудился. Следовало пойти в его номер в ванную и посмотреть: на месте ли зубная щётка и иные предметы личного характера и если отсутствуют – значит точно – невозвращенец! Поездка проходила всего лишь через 10 дней после Чернобыльской аварии, толком ещё никто ничего не знал и на инструктаже в Смольном меня строго предупредили, что бы я не поддавался на провокационные вопросы, говорил, что ничего страшного не произошло, это просто мелкое происшествие, не несущее за собой никаких последствий. Не располагая какой- либо иной информацией я, естественно, следовал полученным указаниям и при встрече с руководством города Ярвенпяя (побратима г. Волхова, где я тогда трудился зампредом горисполкома) убежденно повторял сказанное. И как же мне стыдно было в последующем при встречах с этими людьми (и они приезжали к нам и мы к ним), когда очень скоро выяснились истинные масштабы катастрофы, затронувшие и часть Ленинградской области и даже кусочек финской территории.

 Если при туре в соцстрану гражданину СССР менялась на местную валюту достаточно крупная сумма, зависящая от количества дней пребывания (в ЧССР каждому выдали чешских крон на 330 рублей - 2-х месячная зарплата хорошего инженера), то в дебрях капитализма мы могли потратить лишь 55 кровно заработанных (для получения валюты и паспортов на всю группу мне пришлось ехать в Москву). Конечно, это было слишком мало и как в последующем выяснилось, некоторые мои подопечные, проинструктированные кем- то из ранее побывавших в «Финке», при выходе из отеля на экскурсию, просто выставляли на стол своего номера разрешённые к провозу 2 бутылки русской водки, а по возвращению находили вместо них энную сумму финских марок. Такой вот мелкий бизнес. Необычным казалось длительное стояние пешеходов перед красным сигналом светофора при полном отсутствии проезжающего транспорта (сейчас этого не увидишь уже нигде в Скандинавии – мигранты коренных жителей перевоспитали).

 В этом соседнем государстве я в последующем бывал ещё 9 раз, даже награду имею - финский «Огненный крест» за совместное успешное тушение лесных пожаров на границе. В 1994г. в г.Светогорске представлял Ленинградский регион на встрече с тогдашним спикером парламента Финляндии Рииту Уосукайнен. Она впервые оказалась в  местах, где родилась в 1942г. и пыталась восстановить детские воспоминания. К российскому триколору ещё по настоящему не привыкли и лишь мне сразу бросилось в глаза, что за столом переговоров в местной администрации наш стяг противостоял финскому в перевернутом виде. Пришлось как бы ненароком задеть его рукой, уронить и поставить как положено.

  Доводилось побывать и на севере страны,  в районе Савонлинна, где коренные жители считают, что истинная Суоми сохранилась лишь здесь . Тут по-прежнему в дверях домов нет замков, из сауны можно в буквальном смысле шагнуть прямо в озеро, в некоторых домах крыша сверху выложена дерном с густой травой, что бы лучше слышать её шелест во время дождя. На многочисленных водоёмах просто привязанными к какому- либо дереву стоят чьи то лодки с вёслами, не возбраняется - взять, порыбачить и вновь поставить на место. Полно грибов, которые никто не собирает.  И вообще, тут жизнь совсем иная, чем в центральной Финляндии.

 В Норвегии нас вывозили в открытое море для показа огромных искусственных сооружений по разведению лосося. Раскрыв при этом следующий секрет: всё это только на экспорт, ни один норвежец такую рыбу в рот не возьмёт! Только пойманную в естественных условиях! Если же всё же придётся по какой-то невообразимой причине использовать подобного лосося в пищу, то предварительно его в садке опускают живого в горный ручей и держат не менее 2-х недель для прочистки.

 В Стокгольме запомнился памятник королю Карлу XII, красноречиво указывающему перстом в сторону тогдашней нашей столицы – Санкт-Петербурга, как главного источника всех шведских бед. Постоянное устрашение населения «российской угрозой» - особенно опасностью захвата острова Готланд. В шведском языке появилось даже такое слово Rysskrack– «напуганность Россией».

  В настоящее время русофобия по всей Европе вообще и Скандинавии в частности, спускается в массы сверху и проявляется на уровне государственной идеологии. Окно между Россией и Европой, прорубленное 3 века назад Петром I, в очередной раз заколачивается с другой стороны. Ну что же, самим инициаторам, в прямом и переносном смысле, темнее станет.

 Во Франции попали в гости к фермеру. Как много общих проблем и одна из основных – молодёжь не хочет продолжать дело предков- крестьян, стремится перебраться в города. В Страсбурге гид поведала следующую историю: «Её близкому приятелю не хватало денег на новый автомобиль и он решил попросить у отца. Тот ответил, что даст, но лишь при условии, что сын купит исключительно французский «Пежо», «Рено» или «Ситроен». Вот такой вот патриотизм.»

  В разные годы трижды оказывался в Париже, видел его с разнообразных ракурсов, в различное время суток. Откровенно говоря, не могу понять, чем  этот мегаполис так  восхищает приезжих. Какая то общая расхлябанность, неухоженность,  кругом мусор, клошары (бомжи) тут и там, прямо на тротуарах негры торгуют дешевым ширпотребом выдавая его за парижский изыск.  Да, есть несколько красивых зданий, но тот же Лондон выглядит значительно элегантнее и величественнее и несравненно более походит на столицу когда то великой державы. Поэтому, когда при очередном морском круизе наш лайнер зашёл во французский порт Гавр и большинство туристов отправились на автобусную экскурсию в Париж, мы с супругой решили в очередной раз не портить себе настроение завышенными ожиданиями и посветили день знакомству с галльской провинцией.

 А провинция может удивить не хуже любой столицы. В албанском городке Фуше-Круя нам продемонстрировали памятник президенту США Дж. Бушу. Оказалось, что в 2007г. при единственном за всю историю страны визите американского лидера, он случайно изменив маршрут, остановился попить кофе, несколько минут пообщался с горожанами, и отправился далее. И этот мелкий эпизод оставил такой неизгладимый след в памяти неизбалованных местных властей, что было решено запечатлеть сиё событие монументом! Такой вот парадокс – в Штатах памятники своим давно почившим президентом сносят, а в Европе ныне живущим устанавливают. Этот плохенький албанский обелиск ярко символизирует раболепие Старого Света перед «старшим братом». В прошлом Америка являлась колонией Европы, подчинялась и обогащала её. Теперь – ровно наоборот – Европа становится придатком США, а европейцы – людьми второго сорта. Штаты превратились в непререкаемый авторитет, светоч, на который чуть ли не молятся. Что из-за океана сказали – то и правда, указания дали – немедленно исполнять, даже при явном ущербе собственных интересов. Более того, США для Западной Европы превращаются в своеобразный аналог современного IIIРейха. Так было и во время IIМВ, когда подавляющая часть Европы и своими армиями, и добровольцами, и экономикой активно помогала агрессии Германии против СССР, приветствовала у себя на территории части Вермахта. Вместо евреев гонимыми стали русские. Взамен газовых камер появляются биолаборатории. История повторяется, только сегодня не армия, а в 1-ю очередь доллар решает всё!

 Почти в каждом городе имеется какой либо памятник. Но отношение к ним весьма различное. Вот, например, Никосия, столица Кипра, один из главных мемориалов страны исписанный и изрисованный.  За что они его так и куда смотрит мэрия?(см. фото 1).

 В афинском полуразрушенном Акрополе туристам задают вопрос: как лучше сохранять древние строения: в том виде, как они дошли до наших дней, что бы человек мог прикоснуться к античности, прочувствовать её, или восстанавливать полностью, но все будут знать, что это большей частью новодел? Подавляющая часть стран пошли по второму пути, мне он так же больше по душе. Может быть греки избрали 1-й вариант просто из-за отсутствия средств?

 В верховьях Рейна на германских землях есть уникальное место, где на 100 км побережья реки расположены 24 средневековых рыцарских замка с видом на главную немецкую водную артерию. Все они полностью отреставрированы, ни один не походит на другой, картина весьма впечатляющая. И вряд ли кому захочется лицезреть вместо них стародавние руины.
  

 Меня неоднократно спрашивали: какой город на планете самый красивый? И я всегда совершенно искренне выбирал Санкт-Петербург.  Затем в порядке убывания Будапешт и Прага. Великолепна Венеция. Приятно смотрятся окруженные виноградниками маленькие уютные немецкие городки по берегам Рейна и Мозеля. В этом плане Европа впереди планеты всей. На других континентах подобных шедевров исторической архитектуры встречать практически не доводилось. Современные небоскрёбы Дубая, Гонконга впечатляют, но это больше инженерные решения и в сравнении с классической постройкой всё же проигрывают. За рубежом большинство городов одно или максимум двух-трёх цветны. Серые или жёлтые стены и красные крыши. Редко встречается такое многообразие красок, как в нашей северной столице. Часто отсутствует и единый стиль.

  Немало дисгармонии и в содержании, нынешним облике городов. Например в Сингапуре тщательно следят за чистотой улиц (за брошенный фантик легко получить огромный штраф), но чуть ли не из каждого окна многоквартирных домов, выходящих на центральные магистрали,  торчат пластиковые штанги с нижним бельем, носками и т.п., вывешенными для просушки на всеобщее обозрение.

 Многим местным не до архитектурных изысков – главное выжить. В богатом Амстердаме значительное количество людей постоянно обитают на лодках и катерах, пришвартованных в городских каналах. Стоянка обходится всего 500 евро в год, что никак не сравнится со стоимостью аренды квартиры. В США для этих целей массово используются автоприцепы- дома на колёсах. И почти везде можно увидеть спящих прямо на улице, под мостами, в картонных коробках, в лучшем случае в палатках.

 Встречались интересные места, где особенно ярко чувствуешь необъятность своей собственной страны. (По РФ я тоже поездил немало. Побывал во всех без исключения регионах европейской части нашей страны. Летал и за Урал: в Тюмень, Сургут, Екатеринбург, Томск). Стоишь на горе в Гибралтаре (заморской территории Великобритании): через морскую гладь прекрасно видна Африка- Марокко, прямо под ногами Испания. То же в итальянском Триесте, откуда через узкий пролив наблюдается сразу и Хорватия, и Словения. При автобусном туре от белорусского Бреста до Греции за 1 день легко проскакивали по 2-3 страны. И думаешь: какие же вы все крохотные, скукоженные и как вы сможете понять нас с нашими огромными пространствами и природными богатствами, как тут не быть иному восприятию и менталитету? Ну и многовековой зависти и всего отсюда вытекающего.

 Посвятив целый день самостоятельной экскурсии по Нагасаки мы не смогли отыскать ни единого ресторана японской кухни. Полно китайских, европейских, даже русский обнаружили, а местных нет. В этом наиболее (наравне с Хиросимой) пострадавшем во время войны японском городе, немало памятных мест, связанных с жертвами варварской американской  атомной бомбардировки. Однако вы нигде не найдете упоминаний – кто же это совершил? А в школьных учебниках события излагаются буквально следующим образом: «В начале августа 1945г. СССР объявил войну Японии. 6 августа сброшена атомная бомба на Хиросиму, 9 августа – на Нагасаки». Т.е. у любого ученика складывается чёткая картина – это сделали русские! И очень многие японцы и сегодня в этом убеждены. Хотя если бы даже была указана всего лишь дата начала боевых действий между нашими странами – 9 августа 1945г. картина стала бы совсем иной.  Но вот так, даже напрямую не обманывая, а лишь чуть не договаривая, возможно в глазах людей полностью исказить историю.

 В мире по- прежнему хватает территориальных разногласий между государствами, проявляющихся в различных аспектах. Из аргентинского Буэнос-Айреса плывем на британскую заморскую территорию - Фолклендские (Мальвинские) острова. Туристов предупреждают: по прибытии употреблять название только Фолкленды. Вечером маршрут вновь в Аргентину в самый южный город Земли - Ушуая. Теперь ровно наоборот: при общении с аргентинцами ни в коем случае не признаваться, что вы прибыли с Фолклендских островов – только с Мальвинских!

 Довелось побывать и на самой укрепленной границе мира: между Северной и Южной Кореями. Мы путешествовали по последней. Приближаемся к рубежу. Справа всё морское побережье герметично огорожено высоченным заграждением с колючей проволокой- такие пляжи зря пропадают. Причем этот забор тянется вдоль берега почти на 60 км! Слева над узкой дорогой нависают горы, где видны подготовленные к взрыву груды огромных камней, что бы наглухо засыпать путь атакующим. От границы или так называемой демаркационной линии, в глубину тянется почти на 5 км демилитаризованная зона. Но, несмотря на название, чего там только нет: сплошные мины, инженерные сооружения, противотанковые блоки, сторожевые вышки и т.д. и т.п. Причем патрулирование с южнокорейской стороны совместно с аборигенами осуществляют и обвешенные оружием солдаты США. По слухам, со стороны северян прокопано несколько скрытых многокилометровых подземных тоннелей, которые южане никак не могут отыскать. Вот такая демилитаризация.

 «Кому война – кому мать родна». Граница между Азербайджаном и Арменией закрыта практически постоянно. Но товарооборот, пассажирские перевозки и граждан обеих государств и многочисленных туристов по-прежнему значителен, только вот идёт он теперь почти полностью через Грузию, что приносит последней приличные доходы и рост влияния.

 Из 3-х столиц этих кавказских республик наиболее продвинутым несомненно является Баку. Единственный мегаполис с окружной автодорогой, с большим количеством зданий современной в том числе и высотной архитектуры, с роскошным видом на море. Тбилиси – город практически круглосуточных автомобильных пробок. Каждый тбилисец считает своим долгом иметь пусть и подержанную, но иномарку. Только вот узенькие старинные улочки для этого мало приспособлены. Нового дорожного строительства не заметно.

  Главный символ Еревана – гора Арарат. В хорошую погоду её прекрасно видно из центра и не подумаешь, что это уже заграница – Турция. 16 марта 1921г. Советская Россия и кемалистская Турция подписали в Кремле Договор о дружбе и братстве.  Согласно ему, бывшие территории Российской империи Карс, Ардаган и Сурмалинский уезд с горой Арарат отходил туркам, при этом Турция уступала Советской Грузии Батум. Этого факта армяне не могут простить уже сто лет. Главным виновником они считают лично В.И.Ленина и все улицы его имени при распаде СССР были немедленно переименованы, а памятники снесены.

 На проблемы с границей нам жаловались и в Словении по отношению к Хорватии. Постоянно эта тема звучала на Кипре; в Сербии - по отношению к Албании (Косово) и наоборот.  Мне лично в составе правительственной делегации РФ по вопросам демаркации границы пришлось в середине 90-х трижды посетить Эстонию. Тогда вроде обо всём договорились, даже денежную премию от Президента РФ по этому поводу успел получить, однако «воз и ныне там». Договора о границе между Россией и Эстонией нет до сих пор, хотя и не по нашей вине.

 В 1992 г. во время отпуска у родственников в Пыталовском районе Псковской области решил на личном авто съездить в латышский город Резекне. С нашей стороны на границе ещё не было никого и ничего, однако прибалты уже установили свои пограничные правила и меня пытались не пропустить, т.к. на руках был лишь советский паспорт и удостоверение первого заместителя Главы администрации Ленинградской области (вице-губернатора). Пришлось воспользоваться этим самым административным ресурсом, пошуметь, посулить проверяющим большие неприятности и т.п. Подействовало.

 Есть и положительные примеры. Летим в Тайланд через Данию. В аэропорту Копенгагена ждать пересадки 10 часов. Решаем попытаться выйти в город. Визы у нас нет. Показываем транзитные авиабилеты на Бангкок. Без проблем выпускают через погранконтроль и через несколько часов также свободно проходим обратно. Спасибо датским пограничникам.

 При пересечении границ нередко возникают неожиданные аспекты. Один из них чисто технический: правостороннее и левостороннее движение. На Мальте водители по- английски ездят слева и при переправе на пароме на итальянскую Сицилию в праворульном автобусе смотришь не столько на окружающие пейзажи, сколько переживаешь за безопасность движения. Когда же попривыкнешь и начинаешь смотреть в окно, то оторопь берет: впечатление, что движешься по мусорной свалке. Обочины завалены сплошняком. Грязнее места, чем западная Сицилия видеть не доводилось. Как ворчат местные: «Когда Коза Ностра тут рулила, такого бардака не было».

 С точки зрения красот, чистоты и разнообразия природы –бесспорный  лидер Новая Зеландия. Тут увидишь и буйство всевозможной  растительности, характерной для тёплых краёв и пингвинов, морских котиков олицетворяющих суровые холода. Новозеландцы заслуженно гордятся своей уникальной природой и всячески её оберегают. Ни где я не встречал таких мер предосторожности в аэропорту именно с точки зрения природоохраны: заполняется подробная анкета о твоих инфекционных болячках, проходишь через несколько ступеней очистки и обработки обуви и рук (всё это за полтора десятка лет до мировой истерики с ковидом). Самые экологически чистые сельхозпродукты в мире – это один из главных брендов страны. Гид поведал нам, что со стороны конкурентов (предположительно Японии) были попытки завоза каких-то веществ, способных подорвать экологию, но они были предотвращены.  На 4 млн. населения приходится 60 млн. овец. Активно экспортируются лесоматериалы. Автодороги на высоких берегах у кромки океана не имеют каких- либо ограждений вообще. Улететь в морскую пучину при повороте – запросто. Наших бы дорожников удар хватил глядя на это. Сами местные говорят, что живут на задворках мира и даже Австралия для них вершина цивилизации. Да, далековато: летели мы 27 часов плюс 3 часовых посадки.

 Во втором по величине городе Австралии Мельбурне нас встретил русскоговорящий гид, первым делом поинтересовавшийся- кого он нам напоминает? Действительно, он весьма походил на последнего российского императора Николая II, носил такую же прическу, бородку и усы. Его предки-дворяне эмигрировали из России после гражданской войны и более никогда на родине не были, но язык не забыли и обязательно обучали детей и внуков. У меня сразу же возникла проблема: как такому потомку аристократов предлагать чаевые по окончании осмотра достопримечательностей? Вдруг оскорбится? А если не дать, подумает, какие эти бывшие соотечественники стали жадные! Но ничего – принял и глазом не моргнул.
 В Сиднее нам показали достаточно серьёзную проблему – летучие мыши в центре города-миллионника.  Они любят цепляться передними и задними лапами сразу за 2 электропровода, что вызывает короткое замыкание, поэтому только тут расстояние между троллейбусными проводами около метра, что бы ни одна самая большая мышка не достала. Кроме того, в домах ставят утолщённые стекла, т.к. обычные они легко пробивают и влетают в квартиры. В центральном городском парке эти существа висели на деревьях вниз головами просто гроздьями. На загородных трассах автомобилистов подстерегает иная опасность – внезапно выскочившая кенгуру. Первые защитные решётки для радиаторов авто придумали именно в Австралии по указанной причине.

 В Абхазии же обычное дело – лежащая на асфальте корова. Местные водители воспринимают это, как должное и спокойно объезжают, даже не пытаясь её согнать. Стада крупного рогатого скота пасутся вдоль дорог сами по себе без всякого присмотра.

 Из туристской экзотики выделяется эпизод с этапом океанского круиза от Индии до Дубая, где существовала опасность нападения пиратов. Двое суток наш английский лайнер конвоировал военный корвет ВМФ Великобритании с боевым вертолётом на корме. Среди туристов провели ученья по действиям в случае атаки современных флибустьеров.  Всех заставили захватить спасательные жилеты, выбежать во внутренний коридор и присесть на корточки у дверей своих кают. (Кстати, ученья по действиям пассажиров в море в случае катастрофы проводятся в обязательном порядке перед каждым круизом). Вертушка взлетала каждые несколько часов, делала несколько кругов вокруг обоих судов и вновь садилась. (см.фото 2). На несколько минут возникло ощущение, что я вновь в Чечне в зоне боевых действий. Но абсолютно ничего не произошло. Военные моряки продемонстрировали свою готовность к защите гражданских и что они не зря получают бюджетные деньги.

 К настоящему времени в мире насчитывается 197 государств, признанных Россией. Вряд ли мне удастся посетить даже половину из них. Но и того, что  видел, достаточно для некоторых общих выводов.

 Главное, что я вынес из своих путешествий: наша планета чрезвычайно разнообразна.  В каждой стране имеется свои особенности и изюминки. И не следует нивелировать, подгонять всех под общую гребенку, навязывать другим собственную, зачастую совершенно неприемлемую деструктивную и чуждую идеологию, что с различной степенью успешности пытается совершить коллективный Запад. Общественные явления и тенденции не вечны и маятник насаждаемого сегодня духа космополитизма скоро непременно качнётся в обратную сторону. Именно различия, многоликость, разносторонность, неповторимость традиций и ценностей каждого отдельного конгломерата и делает эту Землю столь прекрасной.



Санкт-Петербург,
ул Смольного д.3, каб.№3-75

(812) 539-51-62

Яндекс.Метрика