Павлов Ю.А.Блокада, малоизвестные факты

Совет Ветеранов органов государственной власти
Ленинградской области

Блокада, малоизвестные факты

  Начнём с временных рамок. Много лет практически во всех материалах, выступлениях, на всех памятниках,  позиционировалось 900 дней блокады. И мало кто задумывался, почему цифра такая круглая? Между тем, в отличии от иных блокадных вопросов, официальные даты определены чётко – 8 сентября 1941 г. занят г.Шлиссельбург, кольцо замкнулось, 27 января 1944 г. противник окончательно отброшен от стен города.  Итог – 872 дня! Кто-то может сказать, что разница небольшая, но поверьте человеку, побывавшему на войне, люди находясь под бомбёжкой и артобстрелом считают минуты, а тут целый месяц!

  Вышеуказанные даты так же достаточно условны. Первые артиллерийские снаряды разорвались в городе уже 4 сентября, обстрел вёлся со стороны Тосно. 18 января 1943 г. блокада прорвана и уже 6 февраля 1943 г. прибыл 1-й железнодорожный поезд. Если говорить о блокаде в её классическом понимании, т.е. полном отсутствии связи с «большой землёй» (кроме воздушного сообщения), то она составила около 3-х месяцев – время ледостава на Ладожском озере - ноябрь 1941 г., то же в конце 1942 г.(ноябрь-декабрь), и период таяния льдов апрель-май 1942 г. Тогда не действовали ни водная, ни ледовая трассы. Остальное время правильнее было бы называть осадой.

  Дорога жизни. Она у подавляющего большинства ассоциируется лишь с «полуторкой» на льду. Между тем по ледовой трассе было перевезено 40% людей и лишь 28% грузов, основное – водой силами Ладожской флотилии. Водные перевозки по какой-то причине оказались на втором плане. Хотелось бы осветить эту тему более подробно.

  Одной из главных проблем оказалось слишком малое количество барж, некоторые из них к тому же были потоплены противником в 1-е же месяцы блокады (Так, в ночь на 17 сентября 1941г.погибли сразу 2 баржи, потери – около 1500 чел.). Несмотря на огромные сложности за годы войны судостроителями Ленинграда построено 14 стальных барж с грузоподъёмностью от 600 до 1000 тн. На них загоняли даже гружёные вагоны и локомотивы, что позволило исключить перегрузку и значительно повысить эффективность перевозок.

 Немалую роль сыграли и так называемые «тендеры» - простейшие катера из 2-х отсеков с мотором от автомобиля ЗИС-5. Их расчётная грузоподъёмность составляла 10 тн, но фактически грузили от 15 до 25. Таких выпущено более 120.

  Однако этого было недостаточно, к тому же ощущалась острая нехватка металла. И тогда принимается простое, но весьма эффективное, как оказалось, решение. Постановлением ГКО № 1423 от 11 марта 1942 г. «О подготовке к завозу грузов в г. Ленинград через Ладожское озеро в навигацию 1942 г.» соответствующие структуры обязывались организовать на территории эвакуированного Сясьского целюлозо-бумажного комбината временную судостроительную верфь по сооружению деревянных озерных барж. Причём 1-я закладка судов должна быть произведена не позднее 15 марта 1942г., т.е. через 4 дня после постановления! На новом предприятии трудились около 100 мастеров деревянного судостроения из разных уголков СССР и 2 тыс. рабочих, в основном – местных, в том числе большое количество женщин и подростков. О значимости данного проекта для снабжения блокадного города, говорит тот факт, что судоверфь, с целью контроля и оказания необходимой помощи, неоднократно лично посещал заместитель Председателя Совета Народных комиссаров СССР и уполномоченной ГКО А.Н. Косыгин.

  Уже во 2-й половине мая 3 судна спущены на воду в реку Сясь, впадающую в Ладогу. Первая баржа – грузоподъёмность 380 тн, т.е. она одна замещала 253 «полуторки»! За навигацию 1942г. построено 31 баржа, общей грузоподъёмностью 11600 тн. Всего же за годы существования до мая 1945г. сдано в эксплуатацию 99 судов.

  Я 13 лет прожил в Волховском районе Ленинградской области, в который входит и вышеописанный Сясьстрой, и Новая Ладога, где находился штаб Ладожской флотилии, теперь и г.Волхов (Волховская ГЭС), 3 года возглавлял район и, естественно, хорошо знаю и люблю эти буквально пропитанные героической историей места. Тогда ещё были живы многие непосредственные участники описываемых событий. Мне приходилось немало общаться с ними, и неоднократно слышать высказывания о недооценке роли водного транспорта в спасении Ленинграда и районов области, так же оказавшихся в блокаде. Подсчитано, что с начала блокады и по 18 января 1943 г. (дня установления постоянной связи между городом и «большой землёй» по сухопутью),  т.е. за 498 самых трудных дней – 313 дней (63 % времени) снабжение велось лишь водным путём.  

Огромную роль сыграли так же проложенные по дну Ладоги 29-километровый нефтетрубопровод, ежесуточно перекачивавший до 300 тн продукции (действовал с 18 июня 1942 г.), и высоковольтный электрокабель с частично восстановленной  Волховской ГЭС (с 23 сентября 1942 г.).

  Эвакуация, уникальная, единственная подобная во всей мировой истории. Всего вывезено около 1.5 млн. человек в 50 регионов СССР. Но даже попадание в тыл не означало спасение. До 40% эвакуированных умерли уже за линией фронта. Гибли в пути под бомбёжкой (трагедия на ж.д. станции Тихвин 14 октября 1941 г.), умирали от последствий дистрофии, от переедания, когда человек не мог удержаться получив обильную еду. Местные жители встречали ленинградцев, как правило, очень тепло, селили у себя в домах, делились припасами. Многие из эвакуированных, вернувшись после войны в Ленинград, продолжали поддерживать крепкие дружеские связи с приютившими их и теперь уже они помогали селянам городским дефицитом, продолжали навещать их летом, принимать у себя, помогать устроиться детям. Моя двоюродная тётя Паня, не забывала принявших её сельчан из Ярославской области до самой своей смерти в 80-х годах, считала их практически роднёй.

  Всегда пишется лишь о городе Ленинграде, но ведь в блокаде и осаде находилась и значительная часть Ленинградской области: нынешние Всеволожский и Ломоносовский, части Выборгского и Приозерского районов. Кроме этого в то время в состав области входили тогдашние Красносельский, Парголовский, Слуцкий (Колпинский) районы. По некоторым данным в огненном кольце погибло 88 тыс. областных мирных жителей и мы должны помнить их так же, как и горожан.

  Жизнь в блокаде и осаде.

 Самой страшной стала 1-я зима. Температура опускалась до минус 32 градусов, отрицательной она оставалась до мая, оттепелей ни разу. На ветряной Ладоге временами доходило до минус 51 !  Снега до 50 см даже к апрелю. Центрального отопления нет, жгли мебель, книги, разбирали на дрова деревянные строения в пригороде и области. Следующая зима была уже значительно мягче.

  На улицах постоянно работало около 1500 громкоговорителей, «тарелки»-репродукторы имелись практически у всех, выключать их было запрещено. Когда замолкали дикторы, начинал  круглосуточно действовать метроном. Быстрый ритм – огневой или воздушный налёт, медленный – отбой. Этот стук называли биением сердца города.

  Долгие годы под запретом находилась тема каннибализма. Всего за это было арестовано 1965 человек, из них лишь 131 (14,7%) коренные жители. Преобладали безработные и лица без определенных занятий, 92,5% - неграмотные и малограмотные. Это опровергает известную теорию о том, что в кризисной ситуации неважно образование, воспитание – все быстро превращаются в дикарей, любыми способами, борющимися за выживание. Нормальные люди оставались людьми несмотря ни на что. Поражают такие факты: ни единого зернышка не было взято из уникальной коллекции семян Всесоюзного института растениеводства, а  ленинградцы за эти годы сдали 144 тонны донорской крови! Естественно, встречалось и другое. Каннибализм в основном заключался в использовании плоти уже умершего человека. Случаи убийств с целью дальнейшего поедания были редки. Одна из моих родственниц-блокадниц, работавшая в заводской столовой (системой общепита было охвачено более 80% горожан) и поэтому выглядевшая менее исхудалой подверглась нападению по пути домой изможденного мужчины с безумным взглядом и отбилась гирькой на веревке, покушавшийся остался лежать бездыханным.

  Весна 1942г., самое страшное позади, город очищен от тел погибших и умерших. И вдруг ясным днём невский ледоход приносит на себе трупы солдат, погибших на Невском пятачке. Это продолжалось не долго, но видели многие и ощущение осталось тягостное.

  В числе первых грузов по проложенной в рекордные сроки железной дороге (на строительство 33-километровой ветки с 3 мостами потребовалось 17 суток!) зимой 1943 г. было 4 вагона дымчатых кошек из Ярославля для борьбы с крысами. Своих не осталось.

  Одним из наиболее спорных и острых является вопрос общего количества погибших. Официальная цифра, озвученная на Нюрнбергском процессе -  630 тыс. человек, 63% мужчин, 37% женщин. Затем долгие годы говорилось о 662 тыс. чел. Ряд современных историков склоняются к 1 500 000. В начале 90-х мне в руки попалась книга с воспоминаниями Евдокии Сергеевны Гриненко, работавшей на Кирпичном заводе №1 в цеху, выполнявшим тогда роль крематория (территория нынешнего Парка Победы). Уже после полного завершения эпопеи она как-то спросила директора предприятия Иванова Павла Ивановича: «…сколько у нас сожжено. Он ответил, что без малой цифры – миллион».  Стоит заметить, что там сжигали и трупы солдат, доставленных с передовой. Кремация происходила и на Ижорском заводе. На Пискарёвском мемориальном кладбище лежат 420 тыс. жителей (в том числе и мои дед с бабушкой) и 70 тыс. воинов. Братские захоронения имеются и на Богословском, Волковском, Серафимовском, Смоленском, кладбище Жертв 9 Января, на областных захоронениях. Хватает и индивидуальных могил.

  Это и было главной целью Гитлера. Как стало известно сейчас, ещё в мае 1941 г. фашистами отрабатывались планы по блокаде и Москвы, и Ленинграда. Задачей было не штурмовать, а окружить и уморить голодом и холодом. Настоящий геноцид, вполне сравнимый с холокостом. (Символично, что День полного освобождения Ленинграда от вражеской осады и Международный день памяти жертв холокоста с 2006 г., отмечаются  одновременно – 27 января.)

  Однако город и прилегающие районы области не умирали. Даже в самые тяжелые месяцы люди жили, сражались, трудились и, главное, не расчеловечивались!. В 1942 г. родилось 13 тыс. детей, за весь период обороны – 91 тыс. В городе работало порядка 50 предприятий, выпускавших около 100 видов оборонной продукции. Произведено 824 танка, масса иных изделий военного значения отправлявшихся на другие фронты. Театры давали спектакли, устраивались концерты, показывались фильмы, проводились футбольные матчи, функционировали библиотеки, издавались книги, спасались памятники.

   Весьма помогал воспитанный в 30-е годы дух коллективизма. Не зря говорится – можно победить любое оружие, кроме оружия духа! И героями были практически все! И недаром среди 5 советских медалей за оборону Одессы, Севастополя, Сталинграда, Москвы, лишь на медали «За оборону Ленинграда» отчеканены вместе с красноармейцем и краснофлотцем, гражданские – рабочий и работница. Этот знак отличия вручён 1 470 тыс.чел., в том числе 15 тыс. детям и подросткам, самому младшему было лишь 8 лет! Ребята вместе со взрослыми дежурили на крышах домов, тушили зажигалки, выполняли массу иных функций. 

   С тех пор минуло три четверти века. Открываются новые факты: героические и трагические, чем можно гордиться, и чем стыдиться. Оборону Ленинграда и ряда районов Ленинградской области невозможно описать несколькими самыми яркими и мощными словами. Это и наша незаживающая рана и наша национальная гордость. Подвиг слишком велик, обошёлся слишком дорого. Задача ныне живущих чтить память своих героических предков, сохранить в себе генетический код ленинградцев и передать это чувство своим потомкам.

 

Павлов Ю.А. Ветеран боевых действий, вице-президент Петербургского Клуба ветеранов – генералов и адмиралов

 

Фото: У захоронения моего деда и бабушки на Пискаревском мемориальном кладбище. Братская могила № 10, январь 1942г.



Санкт-Петербург,
ул Смольного д.3, каб.№3-75

(812) 539-51-62

Яндекс.Метрика